Образовательные стандарты и требования

 

ФГОС ООО

 

Введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 

С 1 сентября 2015 года в ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» учащиеся 5-го класса перешли на обучение по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. С 2016–2017 учебном году по новым стандартам (ФГОС) обучаются 5–6 классы.

Нормативная база введения ФГОС ООО:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) ПОСМОТРЕТЬ

Фундаментальное ядро содержания общего образования ПОСМОТРЕТЬ

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» ПОСМОТРЕТЬ

Письмо Министерства образования и науки №03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» ПОСМОТРЕТЬ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ПОСМОТРЕТЬ

Примерная образовательная программа основного общего образования ПОСМОТРЕТЬ

Основные изменения с переходом на обучение по ФГОС ООО:

 

Главное изменение – это изменение результата образования. Если раньше результатом были прочные знания, то теперь это и умения ими пользоваться, поэтому отличительной особенностью нового стандарта является развитие умений. Следовательно, наша цель – не только достижение предметных, но также метапредметных результатов.

Что следует понимать под метапредметным результатом образования?

Это:

  • умение самостоятельно определить цель;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели и оценивать собственные возможности;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
  • умение использовать речевые средства с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
  • умение самостоятельно добывать и применять знания, в том числе используя ИКТ.

Важное место занимает и развитие личностных характеристик ребенка. Личностные результаты должны отражать:

  • принятие ценностей семейной жизни, здорового и безопасного образа жизни;
  • проявление любви и уважения к Отечеству;
  • ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;
  • осознанное, уважительное отношение к другому человеку;
  • освоение и соблюдение социальных норм и правил поведения.

В связи с новым результатом произошли изменения и в организации образовательного и воспитательного процесса. Процесс обучения построен так, что дети в совместном диалоге с педагогом, одноклассниками сами открывают знания, находят ответы на проблемные вопросы.

Важный аспект учебной деятельности – проектная и исследовательская деятельность.

Добиться требуемых образовательных результатов только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы дети посещали специальные занятия во второй половине дня (внеурочную деятельность). Во внеурочную деятельность входят: индивидуальные занятия учителя с детьми, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, поисковые исследования и выполнение проектов.

Изменения в учебном плане:

Учебный план (УП) состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальная нагрузка в 5–6 классе при 5-дневной учебной неделе – 29 часов. В сравнении с базисным УП 2004 г., пятиклассники и шестиклассники изучают биологию, обществознание, географию.

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании». Федеральный государственный стандарт основного общего образования (СТАНДАРТ) представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

Чем отличается новый стандарт от предыдущих?

Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

Третье принципиальное отличие новых стандартов от предшествующих версий — это отличие в структуре. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства. Особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача школы предоставить обучающимся качественное образование.

Родители обучающегося обязаны:

  • обеспечить посещение обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;
  • обеспечить выполнение обучающимся домашних заданий;
  • выполнять и обеспечивать выполнение обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность;
  • посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы;
  • извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях.

Введение СТАНДАРТА во многом изменил школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде. Именно поэтому в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеурочной деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

На ступени основного общего образования у обучающихся формируется умение учиться и способность к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Какие требования выдвигает новый стандарт?

Стандарт выдвигает три группы требований:

1) Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.

Каждая образовательная организация, исходя из своей уникальности, разрабатывает собственную основную образовательную программу, Учебный план, учитывая в том числе запросы и пожелания родителей школьников. Родители должны познакомиться с программой, чтобы понимать, как будут учить ребенка, по каким технологиям, чему его научат, какими качествами и умениями он будет обладать по окончании основной школы.

2) Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Итогом обучения становится совокупность результатов:

  • личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
  • метапредметных (универсальные учебные действия);
  • предметных (система основных знаний).

Оценивается не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников есть возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ. Это рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика.

3) Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Раньше никто не вписывал в стандарты нормы, определяющие техническое оснащение учебного процесса, кадровые и финансовые ресурсы. В новом стандарте четко описываются требования к информационному пространству, материально-техническому обеспечению, учебному оборудованию, кадровым и финансовым условиям.

 

Общественная приемная ГЭК. Общая информация

 

Общественная приемная государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего и основного общего образования в городе Москве в 2019-2020 учебном году (далее – общественная приемная ГЭК)

Общественная приемная ГЭК осуществляет прием обращений и заявлений по вопросам:

  • регистрации на экзамены после 1 февраля 2020 года (для участников ГИА-11) и после 1 марта 2020 года (для участников ГИА-9);
  • изменения перечня предметов, указанных ранее в заявлении;
  • изменения сроков участия в экзаменах;
  • повторного допуска к экзаменам;
  • внесения в РИС ГИА-11 сведений об участниках ГИА-11 (прибывших, зачисленных для прохождения ГИА-11, переведенных из иных образовательных организаций) после 1 февраля 2020 года;
  • внесения в РИС ГИА-9 сведений об участниках ГИА-9 (прибывших, зачисленных для прохождения ГИА-9, переведенных из иных образовательных организаций) после 1 марта 2020 года;
  • изменения формы ГИА.

 

 

Информация и документы по ЕГЭ 2020 года

Государственная итоговая аттестация по программам среднего общего образования (ГИА-11)

Регистрация на ЕГЭ

  1. Приказ Департамента образования города Москвы от 29 декабря 2018 года №516 «Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
  2. Порядок действий образовательной организации при наличии участников итогового сочинения (изложения) и ГИА-11, отказавшихся от обработки персональных данных
  3. Схема организации участия в итоговом сочинении (изложении) и ГИА-11 участников ГИА-11, отказавшихся от обработки персональных данных
  4. Схема подачи документов в общественную приемную государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
    1. Образцы заявлений в ГЭК ГИА-11 от выпускников прошлых лет; обучающихся по образовательным программам СПО, не имеющих государственную аккредитацию образовательной программы среднего общего образования; обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранном государстве
    2. Образцы заявлений в ГЭК ГИА-11 от образовательных организаций
  5. Правила предоставления электронного сервиса «Запись на участие в государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении)»
  6. Инструкция по регистрации на участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11) на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы
  7. Согласия на обработку персональных данных
  8. Памятка о порядке проведения ГИА-11 (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись)

Информация о сроках и местах подачи заявлений на участие в ЕГЭ и/или ГВЭ

  1. Подача заявления на участие в едином государственном экзамене (далее – ЕГЭ) и государственном выпускном экзамене (далее – ГВЭ) осуществляется на Официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (mos.ru) (далее – Портал) до 1 февраля включительно. Места регистрации определены решением ГЭК ГИА-11 от 20.02.2020 г. №63 «Об участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет и обучающихся по программам среднего профессионального образования, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля включительно по уважительным причинам»
  2. Решение ГЭК ГИА-11 от 18.02.2020 № 56 «Об участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля 2020 г. включительно»
  3. Решение ГЭК ГИА-11 от 18.02.2020 № 55 «Об изменении дат прохождения ГИА-11 обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранной образовательной организации»
  4. Решение ГЭК ГИА-11 от 18.02.2020 № 53 «Об изменении выбора учебных предметов выпускникам прошлых лет»
  5. Решение ГЭК ГИА-11 от 17.02.2020 г. №50 «Об участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля включительно по уважительным причинам»
  6. Решение ГЭК ГИА-11 от 13.02.2020 г. №39 «Об участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет и обучающихся по программам среднего профессионального образования, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля включительно по уважительным причинам»
  7. Решение ГЭК ГИА-11 от 11.02.2020 г. №33 «Об участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет и обучающихся по программам среднего профессионального образования, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля включительно по уважительным причинам»
  8. Решение ГЭК ГИА-11 от 06.02.2020 № 32 «Об изменении выбора учебных предметов выпускникам прошлых лет»
  9. Решение ГЭК ГИА-11 от 06.02.2020 № 31 «б участии в едином государственном экзамене выпускников прошлых лет, не имевших возможности подать заявление до 1 февраля 2020 г. включительно»
  10. Решение ГЭК ГИА-11 от 01.10.2019 №339 «О подаче и рассмотрении апелляций для участников ГИА-11 и ЕГЭ с использованием информационно-коммуникационных технологий»
  11. Решение ГЭК ГИА-11 от 01.10.2019 №338 «О подаче заявления на участие в ГИА-11 в электронном виде на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы и об организации информационно-консультационной поддержки и возможности подачи заявления на участие в ГИА-11 в электронном виде в общественной приемной РЦОИ города Москвы»
  12. Выпускникам общеобразовательной организации, не завершившим среднее общее образование, (не прошедшим ГИА-11) или обучающимся в форме семейного образования или самообразования или обучающимся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по не имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования для подачи заявления на Портале необходимо предварительно прикрепиться для прохождения ГИА-11 к организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, города Москвы
    • Заявления подаются участниками лично на основании сведений:
      • о документе, удостоверяющем личность
      • страховом номере обязательного пенсионного страхования (далее - СНИЛС)
    • Заявления подаются родителями (законными представителями) на основании сведений:
      • о документе, удостоверяющем личность родителя (законного представителя) и СНИЛС родителя (законного представителя)
      • документе, удостоверяющем личность участника ЕГЭ, ГВЭ и СНИЛС участника ЕГЭ, ГВЭ, законным представителем которого является родитель (для внесения сведений о ребенке (участнике ЕГЭ, ГВЭ) в личный кабинет родителя (законного представителя) на Портале понадобится свидетельство о рождении ребенка)
  13. Участники ЕГЭ, ГВЭ по категориям: выпускник прошлых лет, обучающийся образовательной организации среднего профессионального образования, обучающийся иностранной образовательной организации, - предъявляют следующие документы:
    • выпускник прошлых лет, получивший среднее общее образование в российской образовательной организации – оригинал или заверенная копия документа об образовании (аттестат, диплом)
    • выпускник прошлых лет, получивший среднее общее образование в иностранной образовательной организации – оригинал (копия) иностранного документа об образовании с заверенным переводом на русский язык
    • обучающийся образовательной организации среднего профессионального образования – справку из образовательной организации среднего профессионального образования, подтверждающую освоение или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году
    • обучающийся иностранной образовательной организации – справку из иностранной образовательной организации, подтверждающую освоение или завершение освоения образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году с заверенным переводом на русский язык
    • для обучающихся, завершающих освоение образовательных программ среднего общего образования в текущем учебном году (образец справки можно загрузить по ссылке)
  14. Образец справки, предъявляемой при регистрации на сдачу ЕГЭ обучающимися иностранных образовательных организаций

Для организации специальных условий проведения ЕГЭ, ГВЭ участникам с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, детям-инвалидам для подачи заявления на Портале понадобятся следующие документы: справка об установлении инвалидности (дает право на выбор формы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – ЕГЭ или ГВЭ, добавление 1,5 часов к продолжительности экзаменов, добавление 30 минут к продолжительности устной части ЕГЭ по иностранным языкам) и (или) заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

При подаче заявления на Портале необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных (родитель (законный представитель) подтверждает согласие на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка).

Срок предоставления услуги по регистрации на участие в ЕГЭ, ГВЭ – 14 календарных дней.

До 1 февраля включительно в поданное электронное заявление на Портале можно внести изменения.

До 1 февраля включительно электронное заявление по регистрации на участие в ЕГЭ, ГВЭ может быть отозвано.

Не позднее, чем за две недели до начала досрочного и (или) основного периода ГИА заявители получают в личном кабинете на Портале уведомления с указанием даты, времени и места проведения экзаменов, а также кода регистрации для ознакомления с результатами и изображениями бланков ЕГЭ и ГВЭ на Портале.

Полезная информация:

 


Информация и документы по ОГЭ 2020 года

Государственная итоговая аттестация по программам основного общего образования (ГИА-9)

Регистрация участников на ГИА-9

  1. Приказ Департамента образования города Москвы от 29 декабря 2018 года № 517 «Об утверждении Положения о государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»
  2. Порядок действий образовательной организации при наличии участников итогового собеседования по русскому языку и ГИА-9, отказавшихся от обработки персональных данных
  3. Схема организации участия в итоговом собеседовании по русскому языку и ГИА-9 участников ГИА-9, отказавшихся от обработки персональных данных
  4. Схема подачи документов в общественную приемную государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования
    1. Образцы заявлений в ГЭК ГИА-9 от образовательных организаций
  5. Схема действий образовательной организации в случае подачи обучающимся заявления на участие в дополнительных экзаменах в форме ОГЭ при проведении ГИА-9
  6. Форма заявления на участие в дополнительных экзаменах в форме ОГЭ при проведении ГИА-9
  7. «Проведение ОГЭ по географии, информатике и ИКТ, иностранным языкам». Решение ГЭК ГИА-9 от 2 октября 2019 года № 264
  8. Правила предоставления электронного сервиса «Запись на участие в государственной итоговой аттестации (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), итоговом сочинении (изложении)»
  9. Инструкция по регистрации на участие в государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) на Официальном портале Мэра и Правительства Москвы (mos.ru)
  10. Согласия на обработку персональных данных
  11. Памятка о порядке проведения ГИА-9 (для ознакомления обучающихся и их родителей (законных представителей) под подпись)

Как, где и когда подать заявление на участие в ОГЭ и/или ГВЭ

Подача заявления на участие в основном государственном экзамене (далее – ОГЭ) и государственном выпускном экзамене (далее – ГВЭ) осуществляется на Официальном сайте Мэра и Правительства Москвы (mos.ru) (далее – Портал) до 1 марта включительно.

Приказ Департамента образования города Москвы от 29 декабря 2018 года № 511 «Об определении мест регистрации на прохождение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2019 г.».

Заявления подаются участниками лично на основании сведений о:

  • документе, удостоверяющем личность
  • страховом номере обязательного пенсионного страхования (далее - СНИЛС)

Заявления подаются родителями (законными представителями) на основании сведений о:

  • документе, удостоверяющем личность родителя (законного представителя) и СНИЛС родителя (законного представителя)
  • документе, удостоверяющем личность ребенка (участника ОГЭ, ГВЭ) и СНИЛС ребенка (участника ОГЭ, ГВЭ) (для внесения сведений о ребенке в личный кабинет родителя (законного представителя) на Портале понадобится свидетельство о рождении ребенка)

Для организации специальных условий проведения ОГЭ, ГВЭ участники с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дети-инвалиды для подачи заявления на Портале предъявляют: справку об установлении инвалидности (дает право на выбор формы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – ОГЭ или ГВЭ, добавление 1,5 часов к продолжительности экзаменов, добавление 30 минут к продолжительности устной части ОГЭ по иностранным языкам) и (или) заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии.

Участникам ОГЭ, ГВЭ, выбравшим досрочный этап сдачи экзаменов, необходим документ, подтверждающий наличие уважительных причин для досрочного прохождения ОГЭ, ГВЭ.

При подаче заявления на Портале необходимо подтвердить согласие на обработку персональных данных (родитель подтверждает согласие на обработку своих персональных данных и персональных данных ребенка, законным представителем которого он является).

Срок предоставления услуги по регистрации на участие в ОГЭ, ГВЭ – 14 календарных дней.

До 1 марта включительно в поданное электронное заявление на Портале можно внести изменения.

До 1 марта включительно электронное заявление на участие в ОГЭ, ГВЭ может быть отозвано.

Не позднее, чем за две недели до начала досрочного и (или) основного периода ГИА заявители получают в личном кабинете на Портале уведомления с указанием даты, времени и места проведения экзаменов, а также кода регистрации для ознакомления с результатами и изображениями бланков ОГЭ и ГВЭ на Портале.